Характеристика возрастной психологии

Картинки по запросу возрастная психологияВозрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности этапов психического развития человека, а также формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, т.к. пытается изучить всю его жизнь.

В настоящее время выделяются следующие разделы возрастной психологии:
1) психология младенца;
2) детская психология;
2) психология подростка;
3) психология юности;
4) психология зрелого возраста (психология взрослости);
5) геронтопсихология (психология старости).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, причину и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, закономерности развития психических процессов.

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная пси­хология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «воз­раст» и«детство».

Возраст – временная характеристика онтогенетического развития человека. Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представля­ет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Возраст – это количество лет жизни в совокупности с тем, что принято называть духовным богатством личности, тем внутренним содержанием, которым один человек отличается от другого. Эта та неповторимость, оригинальность индивидуума, которая позволяет сказать, что нет в мире одинаковых людей.

В психологии сложилось 2 представления о возрасте:
1) физический возраст – характеризует время жизни человека в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения;
2) психологический возраст – указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хроноло­гическим возрастом ребенка.

Ребенок может казаться взрослым не по годам в своих суждениях и поступках, в то время как подросток (юноша) может проявлять себя во многом как ребенок. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Возраст человека проявляется:
— в познавательных процессах (памяти, мышлении, воображении, речи и др.);
— в особенностях личности человека (в интересах, взглядах, суждениях, мотивах поведения).

Начальные возрастные периоды образуют детство — пе­риод подготовки к взрослой жизни, самостоятельному тру­ду. Детство по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает 3 большие эпо­хи:
— раннее детство (от рождения до 3-х лет),
— дет­ство (от 3-х до 10 лет)
— отрочество.

Детство – историческое явление: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности. Специфика детства определяется уровнем социально-эконо­мического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок (И.Ю. Кулагина).

Возрастная психология тесно связана с другими облас­тями психологии: общей психологией, социальной, педаго­гической. Главное, что отличает ее от других областей пси­хологии, это акцент на динамике развития. В общей психологии исследуются психические функции — воспри­ятие, мышление, речь, память, внимание, воображение; в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. Связь возра­стной психологии с социальной дает возможность просле­дить зависимость развития и поведения ребенка от специ­фики групп, в которые он входит: от семьи, группы детско­го сада, класса, подростковой компании. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и организовываю­щих ребенка, изучается в рамках педагогической психоло­гии.

Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Ирина Базан

Литература:
О.Б. Дарвиш «Возрастная психология»,
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология».
Р.С. Немов «Психология»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *