Теория личности З. Фрейда

Одной из популярных теорий личности являетсяпсиходинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.  Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять  и  объяснить. Основная же часть его опыта и личности  находится вне  сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные  в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:
«Оно» или бессознательное
«Я» или сознание
«Сверх-Я» или сверхсознание

Согласно этой теории личность – это противоречивое единство 3-х взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Эти 3 сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на деятельность друг друга.

Сфера «Оно» — это инстинктивное ядро личности, это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере «Оно», определяют поведение личности. В целом функционирование сферы «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Согласно Фрейду «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности.

Мы рождаемся с Оно. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Оно уже заложено в нас.

Вторая сфера личности – «Сверх-Я» — руководствуется идеальными представлениями,  принятыми в обществе идеалами морали и ценностями. «Сверх-Я» – это  итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Эта сфера формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся личности.

Основные источники  формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также  произведения литературы и искусства.

«Сверх-Я» развивается уже в возрасте 4-5 лет. С одной стороны «Оно» твердит: «хочу это», «хочу то». А «Сверх-Я» подавляет: «нельзя, ты не заслужил…». Поэтому эти 2 сферы постоянно спорят и борются между собой.

И тут разрешить спор, конфликт помогает «Я».

Третья сфера личности – «Я» — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания, ориентируется на принцип реальности. «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика  им самим собственной личности и поведения. «Я» (сознание) доносит требования реального мира до бессознательного («Оно»).

«Я» стремится примирить обе конфликтующие стороны — «Оно» и «Сверх-Я» — таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены морали.

Из-за того, что «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют часто несовместимые требования, «Я» человека подвергается сильному давлению и возникает тревога. «Эго» воздвигает своеобразные преграды против тревоги – защитные механизмы.

Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет много и сторонников и противников. Теория личности З.Фрейда неоднократно подвергалась  критике. Она касалась крайней биологизации человека и отождествления  мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли  сознания в управлении его действиями. Также теория Фрейда по существу является умозрительной, т.е. многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании  клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Ирина Базан

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *