Психолог о кино: Пенелопа (2006)

Я много раз пересматривала этот фильм. Он затрагивает несколько интересных тем, конфликтов. И что мне особенно нравится – всё это разрешается благополучно.

Первая линия – это принятие себя.

Пенелопа рождается с носом-пятачком, реализуя старинное проклятие рода по линии отца. Всю жизнь девочку прятали, чтобы никто не увидел семейного позора. Мать Пенелопы инсценировала смерть дочери, чтобы прекратить нападки журналистов.

Проклятие можно снять и вернуть человеческий облик только в том случае, если аристократ женится на Пенелопе.

Девочка готова выйти замуж за любого, кто не убежит при виде «чудовища» и согласится жениться на ней.

Нелюбовь к себе, непринятие настолько ослепляют девушку, что она готова умолять и просить мужчину жениться на ней.

Именно отказ одного из претендентов (в которого Пенелопа успела влюбиться) порождает в девушке впервые в жизни принять решение полностью отделиться от родителей, стать самостоятельной и посмотреть на нормальную жизнь. Так начинается ее первый этап становления как самодостаточной, взрослой личности. Девушка убегает из дома, который столько лет был для неё тюрьмой.

В итоге мир не только не отвергает Пенелопу с ее внешним недостатком, но и начинает любить. Девушка удивляется впервые тому, что никто ее не боится (до этого женихи всё время сбегали в ужасе – прием для усиления эффекта). Пенелопа осознаёт, что ее недостаток делает ее известной и дарит любовь фанатов и подражателей.

Один из женихов возвращается из политических соображений и делает Пенелопе предложение выйти замуж. Вот он, заветный момент, который поможет главной героине стать «нормальной». Мама ликует, а девушка соглашается, хотя совершенно не любит этого человека. Это необходимо, чтобы выйти из кризиса. В данном случае через еще более глубокое погружение в него.

Момент, когда приходит время сказать «да» у алтаря, девушка в полной мере осознает абсурдность поступка. Она сбегает, говоря разочарованной матери, что не хочет меняться, что ей нравится быть собой. Этот момент полного и осознанного принятия себя. На этот раз она сказала «да» самой собе. Она полюбила себя и готова в этом признаться даже матери, так сильно влияющей на неё.

Любовь к себе снимает проклятие, девушка обретает «нормальный» внешний вид. При всем при этом, Пенелопе еще предстоит принять свою новую внешность.

Стадии принятия себя по «Пенелопе»:

1. Поиск рецепта изменить себя, лишить недостатков.

2. Влюбленность, взгляд на себя через другого. Я приму себя, если другой меня примет. Спасатель.

3. Отвержение со стороны другого.

4. Протест и побег

5. Жизнь отдельно от привычного мира, семьи, формирование самодостаточности, отделения, формирование образа себя.

6. Кризис.

7. Осознание принятия другими (любовь окружающих, они меня принимают, любят, я не так ужасна).

8. Откат (попытка воспользоваться спасителем, когда он приходит).

9. Осознание своей уникальности, принятие себя, добровольный отказ от искусственных изменений.

10. Трансформация.

Вторая интересная линия в фильме – это «Материнская любовь».

Больше всего удивляет, обращает на себя внимание навязчивое желание матери Пенелопы переделать свою дочь. Ещё малюткой она готова отдать новорождённую под нож хирурга. Когда врач говорит, что операция невозможна, мать даже не понимает, что он говорит. Навязчивая идея спрятать дочь, не выпускать ее на улицу, затем выдать замуж. Даже нанимается агентство, чтобы найти как можно больше женихов. Но всё тщетно.

Мать не только не поддерживает Пенелопу, но ещё и убеждает девушку в уродстве.

Страдание дочери не унимают желание матери выдать ее замуж.

Конечно, мама любитПенелопу, но при этом она транслирует свою любовь через страхи, желание переделать, снизить риск позора, сделать ей нормальной. Как будто внешность Пенелопы – это личное поражение, жизненная неудача и ее матери.

Искренняя Материнская любовь, на которую мама Пенелопы возможно способна, заглушается голосом социума и страхом быть опозоренной и отвергнутой. Даже после того, как люди приняли Пенелопу, мать не оставляет надежды ее переделать. Непринятие мамы становится отражением отношения Пенелопы к себе.

Очень неоднозначное отношение мамы к дочке. Вроде желает лучшего, но делает хуже. Это типичный пример, когда мать действует от страха, решая какие-то свои внутренние проблемы через дитя, а не от любви.

Пенелопе всё-таки удаётся выйти из под влияния матери, отделиться (ушла из дома). Что и стало для девушки возможностью впервые увидеть себя не через маму, а через мир.

Третья линия любовная.

Эта линия проходит через весь фильм. Но на мой взгляд, данная тема является вспомогательной. Мы можем наблюдать типичные отношения по расчету, как они влияют на обоих в паре, видим освобождение от обязанности быть с тем, кого не любишь, наблюдаем внутреннюю трансформацию главной героини в момент обретения любви к себе. И тут же видим, как именно любовь становится толчком к изменениям Пенелопы и ее возлюбленного.

На мой взгляд, несмотря на сказочный сюжет, юмор – это очень многогранное произведение, достойное не только просмотра, но и периодического пересматривания.

Консультация психолога Анна Баранова (anna-bara-nova@yandex.ru).

Автор: Анна Баранова (психолог, консультант, тренер, писательница, основатель проекта Центр развития личности Life and Art)
Моя группа ВК

Магазин Анны Барановой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *