Понятие конфликта

понятиеконфликтаСлово «конфликт» пришло из латыни.  В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с XIX в.

О конфликте писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития.  Например,  Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых философов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе.

Война — отец всех вещей, а мир — их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти. (Гераклит)

Интерес к разработке общей концепции конфликта возник, прежде всего, в социологии. В конце XIX в. появились работы Г. Спенсера, М. Вебера и др., в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития. Немецкие ученые Макс Вебер и Георг Зиммель доказали, что конфликты явля­ются неустранимой частью социальной жизни. Для социологичес­кого подхода  характерно исследование конфликта на основе таких специфичес­ких методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологи­ческого подхода представления о конфликтах стали более детальны­ми, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль кон­фликтов в жизни общества у разных социологов были неодинако­выми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретного анализа.
Именно после работ Зим­меля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».

В середине XX в. в качестве самостоятельной обла­сти социологии выделилась теория конфликта. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых — немецкого социолога Ральфа Дарендорфа и американского социолога Льюиса Козера.

Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов привлекла к этой проблеме внимание ЮНЕСКО. Ей было посвящено Парижское заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО в 1957 г. В 1960-х гг. в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций. Затем и в другихстранах стали возникать специальные научные организации. В 1970-х гг. в США развертывается деятельность ряда конфликтологических центров при военных и разведывательных организациях.

Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность: на первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. Начались поиски эффективных конкретных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их остроту, приводить конфликтующие стороны к согласию. В разработку проблем улаживания конфликтов активно включились психологи. С 1960-х гг. резко возрастает число психологических работ по этой тематике. Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление — психология конфликта.
Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. С 1960-х гг. по настоящее время в этой области получено немало ценных результатов.

Конфликт не существует как вещь независимо от нас. С ним нельзя столкнуться как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться как на стенку, в него нельзя попасть как в темную комнату. Конфликт — это одна из необходимых атрибутивных сторон (характеристик) любого взаимодействия как внешнего — с другим человеком, другими людьми (интеракция), так и внутреннего — с собой (интроакция). В то же время не любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное по своей сущности.
Что же тогда можно назвать конфликтом?

Конфликт — это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
— либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу,
— либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах,
— либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.
Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъект конфликта и его объект.  Но чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, в котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если оппонент отвечает тем же, то развивается конфликт.

Основные признаки (условия возникновения) конфликта:

  • наличие у субъектов противоположно направленных мотивов или суждений;
  • состояние противоборства между ними.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спорами, ссорами, угрозой, враждебностью и даже войной. Поэтому бытует мнение, что конфликт – это нежелательное явление и его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

Понятие конфликта применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня.

Ирина Базан

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *