Что значит уважать ребенка?

This image was produced by an application from HighWater Designs Limited.

В нашем обществе давно сложился стереотип, что дети должны уважать старших. А старшие? А старшие могут вести с детьми так, как им хочется.

Еще один стереотип, что дети маленькие и глупые. Они же не прожили столько лет, сколько взрослые, за что же их уважать? Что обычно слышат дети? «Не учи меня, ишь ты какой! Дорасти сначала до моих лет, а потом будешь учить!». «Почему-почему… Потому! Потому что мама так сказала!». Знакомо?

Во всех книгах по воспитанию мы постоянно находим фразу о том, что надо уважать ребенка. Но далеко не каждый родитель понимает, что это значит. Давайте порассуждаем об этом.Возьмем нас, взрослых. Как мы понимаем, что нас уважают? Уважение проявляется, прежде всего, в том, как именно с нами разговаривает человек. Нас называют по имени и отчеству, общаются с нами не в приказном тоне, всегда присутствуют слова «спасибо», «будьте добры», «пожалуйста» и т.п., а также мы слышим позитивные слова в свой адрес «у тебя здорово получилось», «ты очень добрый человек» и т.п.

Мы привыкли замечать только негатив, а позитивное проходит мимо нас незаметно. И у ребенка мы сразу замечаем плохое поведение, а хорошее никак не поощряем. Но ведь ребенку тоже приятно услышать такие слова, как «ты у меня такой ловкий», «ты у меня такая помощница» и т.п.

Часто на консультациях родители сокрушаются: «Помогите, мы не знаем, что делать! Наш ребенок совсем отбился от рук, грубит нам, дерзит, делает все назло, совсем нас не уважает…» На вопрос, уважаете ли вы своего ребенка, родители незамедлительно отвечают «да». Но следующий вопрос «Как вы уважаете своего ребенка?» обычно ставит родителей в тупик.

Мы привыкли общаться с детьми только в приказном тоне, как в военной части: «Маша, быстро иди кушать!», «Лена, немедленно идем домой!», «Ваня, даю тебе 5 минут, чтобы ты убрал свои игрушки!» и т.д. Что обычно отвечают дети? «Мама, можно я дострою дом и приду?», «Можно я еще поиграю?». Ребенок, как правило, не огрызается, не грубит, он вежливо спрашивает «можно ли?». А мы что отвечаем в ответ? «Нет, нельзя! Я сказала сейчас же!». Стукнуло нам в голову именно в эту минуту идти домой, или обедать, или еще что-то, ребенок сразу должен беспрекословно подчиниться.

Но он же не собака выполнять наши команды. Он такой же человек, как и мы, со своими интересами, желаниями, потребностями, только ростом маленький. А если бы нас так, когда мы занимаемся каким-то делом или своим хобби, заставили сейчас же идти, например, кушать, даже не дав 10 минут?

Все психологи говорят, что у ребенка есть свои права. И многие родители ставят знак равенства между словами «уважение» и «подчинение». Т.е. считают основным критерием уважения власть.

Но это не так. Уважение – это фундамент отношений. Если мы хотим, чтобы нас уважали, нужно уважать других людей. Уважение – это умение ценить лучшее в людях, признание их достоинств, умение изучать людей.

Уважать ребенка – это значит признать его права.

Удивляетесь, какие у ребенка могут быть права? Их несколько:

1. Право на уважение его личности.

Это значит замечать положительное в ребенке, его сильные стороны, уважать его чувства, мнение. В то же время должна быть требовательность к ребенку в разумных пределах.

Пора признать, что не только наше мнение имеет право быть, не только у нас может быть плохое настроение, не только мы можем решать, с какими людьми нам общаться и т.д.

2. Право на собственность.

Если так подумать, что у ребенка нет ничего своего. Мы работаем, зарабатываем деньги и покупаем вещи. И эти вещи принадлежат нам. Ребенок не может купить себе ничего сам, поэтому и его вещи, получается, принадлежат тоже нам. И мы с ними можем распоряжаться, как захотим: можем выбросить, можем подарить другому ребенку, можем отобрать. Правильно ли это?

Раз мы обеспечиваем ребенка полностью, пока он не сможет сам зарабатывать деньги, все вещи, которые мы покупаем ему, принадлежат ребенку. Дайте ему право распоряжаться своими вещами, как он считает нужным.

Самая распространенная ситуация. Ребенок примерно 2-х лет не хочет на площадке делиться своими игрушками с другими детьми. И это его право. Очень часто наблюдаю, как некоторые мамы начинают уговаривать малыша, чтобы тот делился игрушками, или еще лучше – отбирают у него игрушки и дают другим детям играть. Ребенок кричит от обиды на всю площадку, а мама будто не замечает. Я не понимаю, кто важнее – свой ребенок или чужие дети? Целую тираду ребенку читают про то, что надо делиться с другими, жадиной быть не хорошо…

Дорогие мамы! К 2-м годам ребенок уже отделяет себя от окружающих людей, он четко говорит «я», «мое». Словом «мое» малыш обозначает свое личное пространство. Т.е. то, что входит в это пространство, очень дорого ребенку: его игрушки, его любимый стул, мама, папа и др. У ребенка начинает формироваться чувство собственности. Для того, чтобы у ребенка появилось понятие «чужое», надо, чтобы сначала сформировались границы «своего».

Ребенок должен учиться защищать свою собственность, не мешайте ему в этом. Он должен учиться говорить «нет». Как вы думаете, почему? Чтобы не выросла из ребенка жертва для манипуляторов.

Делиться своими игрушками ребенок начинает с 3-х лет, потому что начиная с этого возраста, на первый план выходит общение. И ребенок начинает понимать, что если делиться игрушками с другими детьми, игра будет намного интереснее.

Также часто встречается, что родители без спросу выбрасывают какую-то сломанную игрушку или отдают якобы не нужную игрушку, из которой ребенок уже вырос. Ну и что, что сломанная, но ребенок ею очень дорожит по своим причинам. Ну и что, что он вырос из этой игрушки, но она ему по-прежнему дорога.

Обязательно надо спрашивать разрешения у ребенка, готов ли он подарить свою игрушку или книжку кому-то, готов ли он выбросить свою сломанную игрушку.

Представьте, что ребенок или муж дарит вашей подруге картину, которая украшает ваш интерьер, или выбрасывает ваши серьги, потому что из них выпали драгоценные камешки…

3. Право на свой жизненный опыт.

Вы 10 раз сказали, чтобы ребенок не лез на перекладину, а он все равно полез и упал. Вы 100 раз предупреждали, что если не держаться на качелях, то можно упасть, а он все равно отпустил руки и упал. Вы 50 раз говорили, что эти мальчики плохие и чтобы ребенок к ним не подходил, а он все равно к ним лезет, и они его обижают. И т.д.

Да, несомненно, предупреждать ребенка нужно, но если он вас не послушал, не читайте нотаций: «Я же тебе говорила! Я же тебя предупреждала!..». Ребенок все должен проверить сам, а вдруг вы не правы.

А разве вы сами не ошибались никогда? Слушали вокруг советы, но поступили по-своему и… Пусть и у ребенка будет свой опыт.

4. Право на тайну.

Если ребенок доверил вам свою тайну, храните ее. Отнеситесь к этому так же серьезно, как ваш малыш. Иначе, если ребенок услышит, как вы ее рассказываете кому-то, то перестанет вам доверять.

Если хотите, чтобы ребенок уважал вас, учитесь уважать его. А также уважайте себя. И ребенок на вашем примере будет учиться этому.

Ирина Базан

Авторский проект о детях и материнстве «Kroxaland»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *