4 столпа самопознания

Представим, что человек — это автомобиль, и начнем.

Самый главный вывод — в основе всего лежит воля к собственной жизни. А если воля кончается, то все равно выйти из кризиса можно только волей к собственной жизни, поэтому, до такого лучше не доводить, до второго дыхания так сказать. Таким образом, воля – это движущая сила механизма под названием ВЫ. Воля делится на основные компоненты – самоорганизация, самоконтроль, мотивация. При этом считаю мотивацию мостом от воли ко второму столпу – цели.
Второй столп — цель. Чего собственно от жизни хочется? Что даст мне успокоение в старости?  Образ счастья как цель, каким я вижу себя или свою жизнь или и то, и другое. К чему я хочу прийти? Жизнь — это движение, так какова же конечная точка, которая вне сомнений будет? Вопросы к себе и их морально-нравственная постановка может быть любая, но Цель – это движок. Без движка машина не поедет в принципе. Хоть она может, имея движок, но не имея движущей силы, стоять на месте.

Столп третий – наличие внутренней свободы. Человек должен иметь право выбирать маршрут. Ведь добраться до конечного место положения можно разными дорогами. Чем человек отличается от животного? Способностью к творчеству, способностью творить. Творить в смысле даже большем, чем создания нового, чем создание шедевра. Можно творить собственную жизнь, творить собственной жизнью. Творчество как таковое, думается мне, тесно связано с понятием общения. Но об этом позже.

Следствие из этого столпа – человек сам себе предоставляет право выбирать свой маршрут. Вся психология, по сути, по моему мнению, и, наверное, это правильно, – это театр одного актера. Все самые сложные, самые интригующие и самые важные отношения складываются (ну или не складываются) у человека прежде всего с собой. Человек сам себе зритель и режиссер. На пути у своей несвободы стоит только сам человек и больше никто.

И четвертый столп – понятия хорошо и плохо. Каждый человек должен для себя не просто определять свою позицию, что такое хорошо и что такое плохо, но и главное – почему так. Просто знание «абсолютных истин» не прокатит. Человек существо сложное, ему чтобы что-то принять за истину, надо нутром понимать – почему так?

Главную задачу родителей в этой связи вижу не только в том, чтобы ответить на вопрос: «что плохо, а что хорошо?», а научить ребенка искать собственный ответ. Человек такое глобальное существо, что на многое, возможно, времени уже и не будет, поэтому, многое берется для действий в будущем из родительской семьи. Тут задача, чтобы то, что взялось – работало. А что возьмется — мы никогда не знаем. Например, мама всегда твердит ребенку: «Не ходи туда, не ходи туда», а он не слушается. И не потому, что он такой плохой, а потому, что она это говорила с таким лицом, словно бы всегда сама туда хотела, только ей тоже сказали не ходить и она послушалась. А почему не ходить, никто не удосужился объяснить.

Такой предмет, как самопознание, лежит не в разумной области, но разум нам может помочь для некой систематизации ощущений, для тех, у кого технический склад ума. Предлагаю нарисовать квадратиками со стрелочками мою модель и найти где у вас пробел. Можно выстроить любую другую свою модель. Главное найти пробел, где лично у вас то бревно, которое вставлено вам в колесо, что мешает движению всего механизма, где у вас система дала сбой?

Чем больше думаешь над этим вопросом, тем больше элементов для себя лично открываешь, и конца этому, как кажется, нет.

Подлинное самопознание, на мой взгляд — это всегда смесь разума, чувств, эмоций, общения с людьми в каком-то онтологическом смысле и вполне человеческом выражении, и чувства совести.

Ольга Пронина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *