Сущность памяти

thumbnail-300x300

Единственной мерой времени является память… Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой.
(В. Гжегорчик)

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Это важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.  Еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.  И. Сеченов заметил, что если бы не было у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные: каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново. Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности.

Память можно охарактеризовать как функцию, как процесс, как психическую реальность, имеющую определенное строение, как подструктуру интеллекта, как подсистему личности. Она представляет собой многоуровневую, развивающуюся, открытую к образованию новых связей систему организации индивидуального опыта.

Память выполняет следующие механизмы:

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, удержание и закрепление новой поступающей информации путем связывания ее с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность, т.е. в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение – активное или пассивное (произвольное и непроизвольное) преобразование информации, которая запоминалась. Но это наименее изученный на сегодня процесс памяти. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. Процесс воспроизведения включает в себя процессы припоминания и воспоминания. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. Мы узнаем, но не вспоминаем нужный факт: ассоциации, связанные с ним, слишком многочисленны и неопределенны.

При запоминании и воспроизведении участвуют различные психические образования: внимание, мышление, личностные установки, эмоции и др., к тому же нельзя запомнить что-либо, не восприняв это. Количество ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность его зависит от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем оно лучше. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.

Воспоминание — это наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения; это извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Для осуществления воспоминания необходимо наличие достаточно яркого запечатления в памяти вспоминаемого явления. Воспоминание сопровождается чувством уверенности.

Воспоминание может произвольным (припоминание) и непроизвольным (персеверация), когда образы спонтанно возникают в сознании.

Припоминание – это произвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Припоминание происходит с помощью ассоциаций. Мы ищем в памяти забытую идею так же, как ищем в доме затерявшуюся вещь. С чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью. Ярким примером припоминания может служить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия».

Тайна хорошей памяти заключается в искусстве образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти.
Большинство людей обладают хорошей памятью на факты, имеющие отношение к их житейским целям. Например, ученик-двоечник, но со способностями в плавании, поразит окружающих знанием фактов о деятельности пловцов и окажется ходячей справочной книгой по статистике спорта. Причиной этому является то, что мальчик постоянно думает о любимом предмете, собирает относящиеся к нему факты и группирует их в известные классы. Они образуют для него не беспорядочную смесь, а систему понятий – до такой степени глубоко он их усвоил.

Персеверация – это циклическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия, мысли или переживания. Тенденция к персеверации часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или состояниях острого переутомления.

Забывание (забвение) – оно составляет такую же важную функцию, как и запоминание. Если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы не помнили ничего.

Процесс забывания изучен недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.

«Забвение есть одно из условий запоминания. Без полного забвения громадного количества состояний сознания и без временного забвения весьма значительного количества впечатлений мы совершенно не могли бы запоминать. Забвение, за исключением некоторых его форм, не есть болезнь памяти, но условие ее здоровья и живости» (Рибо).

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *